Автомобили

ЭБУ Приора – как вернуть контроль над иммобилайзером?

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) на автомобиле Лада Приора расположен под панелью приборов и представляет из себя электронный центр управления, на который поступают сигналы от всех датчиков системы и на основе этих данных ЭБУ производит корректировку работы впрыска топлива и других систем автомобиля. Электронный блок управления снимается для его замены на новый (он не поддается ремонту и меняется исправным в случае поломки) или при проведение других работ, при которых его наличие будет мешать ходу их выполнения. Подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:

  • Обесточьте автомобиль, отсоединив клемму минус от аккумуляторной батареи.
  • Снимите правую декоративную облицовку тоннеля пола.

  • Теперь необходимо вывести фиксирующую скобу разъема с проводами. Для этого возьмитесь за нее за два выступа и передвиньте вдоль плоскости разъема до упора.
  • Отсоедините разъем с проводами от ЭБУ.

  • Не полностью выкручиваем две гайки крепления кронштейна блока управления.
  • И передвинув кронштейн вправо и немного приподняв, снимаем его вместе с блоком.
  • Выполните замену или какой-либо другой ремонт, после чего установку проведите в обратной последовательности.

Лада "Приора" – достаточно удачный и популярный представитель семейства ВАЗ. Хоть этот седан и был заявлен производителем, как полное усовершенствование предыдущей модели (ВАЗ 2110), на деле он оказался качественно новым автомобилем со своими особенностями. Помимо восторгов от участия в разработке дизайна итальянской студией, нас интересует электронная "начинка" авто. И прежде всего это ЭБУ.

1 Что нового?

Что касается базовой комплектации Лада "Приора", выпускаемой с 2007 года, то она включает:

  • электроподогрев сидений;
  • парковочный сигнализатор;
  • кондиционер;
  • современная сигнализация.

В последующие годы выпуска автомобиль подвергался дополнительным улучшениям, таким как, например, антиблокировочная система торможения (ABS). Такая система позволяет при экстренном торможении не терять управление транспортным средством за счёт отсутствия блокировки колёс. С 2013 года на Лада "Приора" стоит до четырёх подушек безопасности, система стабилизации, дождевой датчик, а также дополнительная система торможения для ABS (BAS).

"Мозговой центр" автомобиля, который управляет электронной системой и подаёт сигналы двигателю — это контроллер (ЭБУ). Разнообразные датчики, установленные во всех стратегических местах Приоры, передают туда информацию. Данные беспрерывно обрабатываются, позволяя всем системам целостно, слаженно и безопасно влиять на эксплуатационные характеристики авто. Также контроллер управляет системами, ответственными за токсичность выхлопных газов.

2 Особенности работы электронного блока управления

Информация, которую собирает ЭБУ, представляет собой различные характеристики. К примеру, специальный датчик ДМРВ фиксирует массовый расход воздуха двигателем. Чем больше двигатель поглощает воздуха, тем сильнее его динамика. Однако при превышении нормативных показателей по забору воздуха начинается перерасход топлива. Мониторинг данных с ДМРВ поможет предотвратить связанные с этим фактом большие затраты средств. Данные о положении коленчатого вала и распределительных валов, о температуре всасываемого воздуха и охлаждающей жидкости, о напряжении в бортовой сети, содержании кислорода и вредных примесей в отработанных газах, скорости авто и даже колебательной амплитуде кузова – всё это также фиксируется и передаётся в контроллер.

На основании предоставленных данных ЭБУ, который находится под приборной панелью, управляются система подачи топлива, система запуска двигателя и система охлаждения, регулятор холостого хода, диагностическая система и т.д. Диагностика — одна из самых важных встроенных функций ЭБУ Лада "Приора". В случае обнаружения какой-либо неисправности он тут же сигнализирует владельцу через специальную систему оповещения. Это может быть сигнальная лампа, означающая необходимость проверки двигателя. Какой бы модели ни был контроллер, он обязательно хранит коды всех неисправностей, чтобы при ремонте обеспечить максимально чёткую картину состояния автомобиля Лада "Приора". Если понадобится распиновка ЭБУ, то эти данные также пригодятся.

Контроллер имеет несколько типов памяти. Первый – это программируемое постоянное запоминающее устройство или ППЗУ. Его программа содержит чёткие управляющие схемы и фиксирует команды в строгой последовательности. Также сюда заложена информация о калибровке процессов, зависящих от мощности и типа двигателя, массы машины и иных факторов (например, управление системой зажигания). Память ППЗУ не зависит от источников питания и при их отсутствии данные всё равно сохраняются. Второй тип памяти – оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). В отличие от первого, данное запоминающее приспособление нуждается в энергетической подпитке, притом бесперебойной. Иначе все коды диагностики уничтожатся. Здесь хранятся промежуточные данные, необходимые ЭБУ для расчётов. Наконец, третий тип представляет собой электрически перепрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Важность этой памяти заключается в том, что она хранит коды для иммобилайзера. Без этих паролей, а точнее без совпадения пароля на ключе и в ЭРПЗУ, никто не сможет запустить двигатель на вашей Приоре. Память данного устройства также не зависит от подзарядки и хранит информацию постоянно.

3 Распиновка контроллера Лада Приора

Такая операция необходима тем, кто потерял или иным способом утратил электронный ключ от иммобилайзера своего автомобиля. Пароль необходимо сменить, а эта процедура сопряжена с вмешательством в ЭБУ и перепрограммированием его ЭРПЗУ. Для прописки новых ключей необходимо закачать в контроллер чистый дамп. Таким образом мы стираем память запоминающего устройства и создаём поле для его новой настройки. Дамп – это содержимое памяти какого-либо процесса или всей операционной системы Лада "Приора". При возникновении критической ошибки работы электроники полный дамп записывает всю системную информацию. Как только возникает новая ошибка, предыдущий файл записывается заново с учётом новых данных.

Помните, что брелок привязывается под систему только один раз, и в случае каких-либо непоправимых нарушений в работе блока иммобилайзера использовать его второй раз не удастся. Какой бы блок ни стоял, его придётся чистить вместе с ЭБУ, и затем заново программировать противоугонную систему на Приоре. Блок необходимо разобрать, выпаять микросхему и с помощью программатора закачать чистый дамп. Далее всё необходимо собрать в обратном порядке, подключить ЭБУ и проверить, заводится ли автомобиль. Активация иммобилайзера происходит с помощью прописывания новых ключей-паролей, а также их установки на новый брелок.

Электронный блок управления расположен под консолью панели приборов. Для замены электронного блока управления вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Снимите правую облицовку тоннеля пола.

3. Возьмитесь за два выступа и выведите фиксирующую скобу вдоль плоскости разъема до упора.

4. Отсоедините колодку с проводами от ЭБУ.

5. Отверните (не полностью) две гайки крепления кронштейна ЭБУ.

С противоположной стороны кронштейн ЭБУ гайкой не закреплен

6. Передвиньте вправо кронштейн с ЭБУ и, приподняв немного вверх, снимите ЭБУ с автомобиля

Установите ЭБУ в порядке, обратном снятию.

Неисправный электронный блок можно заменить только новым блоком, в котором не активирована противоугонная функция.

При такой замене ЭБУ будет разрешать пуск двигателя независимо от иммобилизатора.

Для активации противоугонной функции проведите процедуру обучения иммобилизатора.

Для активации противоугонной функции нового контроллера необходимо выполнить процедуру обучения, используя имеющиеся обучающий и рабочие ключи.

Эбу на Приоре находится под панелью приборов с правой стороны. Чтобы добраться до блока управления двигателем, необходимо снять пластиковую заглушку тоннеля пола у ног переднего пассажира. Именно за ней располагается контроллер, что видно хорошо на приведенном ниже фото.

Для того, чтобы заменить (снять) мозги на Приоре, понадобится следующий инструмент:

  • головка на 10 мм
  • удлинитель
  • трещотка или вороток

Снятие и установка ЭБУ на Приоре

Когда заглушка снята, необходимо найти две гайки крепления ЭБУ снизу к металлической планке. Хорошо видно это на фото ниже.

Необходимо откручивать именно гайки крепления пластиковой планки, на которой и располагается контроллер.

Когда обе гайки ослаблены, сдвигаем планку в сторону моторного отсека буквально на 1 см., после чего поднимаем ее немного вверх и отводим в сторону для снятия.

Теперь вытаскиваем блок управления двигателем Приоры на себя, чтобы можно было проводить дальнейшие действия.

Теперь разворачиваем блок таким образом, чтобы удобнее можно было отсоединить колодку с проводами питания. Далее необходимо вытащить при помощи отвертки или руками рамку фиксатора, как это показано на фото:

И теперь без особых проблем разъем контролера отсоединяется.

Установка нового блока управления происходит в порядке, обратном снятию. Желательно проводить подобную процедуру при отключенной аккумуляторной батарее. Если у вас возникла необходимость в замене ЭБУ на Приоре, то новый блок обойдется минимум от 6500 и до 10 000 рублей. Б/у контроллер, купленный с разборки, можно достать за 3000 рублей.

Оставьте ответ Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *