Автомобили

Щетки в стартере

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Довольно стандартная ситуация – машина перестала заводиться как раньше, с пол-оборота. Вместо привычного рева двигателя из-под капота слышны лишь жалобные повизгивания стартера.

Хочешь, не хочешь нужно приступать к первоначальной диагностике состояния стартера. Для этого вначале пройдемся по электроцепи: замок зажигания – стартер. Естественно, начнем с состояния АКБ. Убедившись, что аккумулятор заряжен, вы принимаете решение снять стартер. А что дальше? Как определить, в чем проблема?

Как узнать, что щетки стартера износились?

Не спешите разбирать стартер. Снятый стартер проверьте, запустив отдельно от автомобиля. Нужно узнать, заработает ли двигатель. Поэтому, отсоедините провод от клеммы и подключите к «плюсу» напрямую. Если мотор заработал – скорее всего, ваш «пациент» — реле включения, если же двигатель молчит – обратите внимание на щетки.

Определить износ или перекос щеток поможет простой опыт. Проверяя стартер отдельно от авто, обратите внимание на то, как работает двигатель стартера. Случается, что из одного положения он работает отлично, но стоит повернуть его набок – контакт пропадает.

Это явление достаточно легко объяснить. Щетки стартера нормальной длины прижаты к коллектору таким образом, что щеткодержатель стартера отделяется от пружины небольшим зазором.

Если щетки изношены, пружина вплотную упирается в щеткодержатель, однако контакт щетки с коллектором возможен под действием ее веса. Но стоит хоть немного изменить положение мотора – и все. Контакт тут же пропадает.

Такое явление может наблюдаться и в том случае, если щетки нормальной длины перекосились в щеткодержателе и зависли.

Как поменять щетки на стартере своими руками?

Замена щеток стартера под силу даже начинающему автомеханику. Выполнив ряд простых последовательных действий, вы справитесь с поставленной задачей.

Итак, приступим к разборке стартера:

  • от клеммы пускателя отсоедините кабель; снимите винты, соединяющие крышки вала и коллектора;
  • снимите крышку и уплотнительное кольцо, кольцевой зажим, прокладку и второе уплотнительное кольцо;
  • удалите болты, соединяющие крышку коллектора и корпус, снимите крышку;
  • извлеките сборку щеткодержателя. После этого щетки вытолкнутся пружинами, но будут удерживаться проводами.

После того, как стартер будет разобран, приступите к осмотру и замене щеток. Не забывайте при разборке стартера аккуратно раскладывать детали для того, чтобы не нарушать последовательность обратной сборки. Ну, и чтобы у вас не оказалось «лишних» деталей.

Замена щеток и сборка стартера:

  • осмотрите и при надобности замените щетки или всю сборку щеткодержателей. Перед сборкой стартера проведите его ТО – зачистите все элементы;
  • пластины щеток установите на коллекторе, произведите их центровку, затем наденьте пружины и щеткодержатели;
  • установите сборку щеткодержателей на якорь коллектора, вставьте уплотнительную втулку в вырез в корпусе;
  • установите крышку коллектора на якорь, наденьте уплотнительное кольцо и прокладки; установите крышку коллектора, вставьте болты;
  • установите прокладки, кольцевой зажим, уплотнительное кольцо; на крышку коллектора наденьте крышку вала, затяните болты;
  • присоедините питающий кабель к электромагнитному пускателю и затяните гайку.

Вот, собственно, и все. Стартер готов к установке на место.

Замена щеток стартера на иномарке

Как поменять щетки на стартере заграничного авто? Ведь купить щетки для иностранного стартера не всегда удается или ждать доставку нужно несколько недель, да и в разборке он несколько сложнее своих отечественных «братьев». Есть предложение переделать обычные медно-графитовые щетки, путем обработки их напильником.

Однако устанавливая самодельную щетку, нужно внимательно следить, чтобы не произошло замыкание плюсовых проводов «на массу». То, что щетку стартера нужно укоротить, вы поймете по характерному треску.

И напоследок, необходимо помнить о минимально допустимой длине щеток. Как известно, она не оговаривается изготовителями, и состояние щеток рекомендуется определять на глаз.

Однако, опытные автомеханики утверждают, что нормальная работа стартера возможна при минимальной длине щеток 8мм.

Возникла довольно неприятная ситуация – автомобиль не заводится привычно, с пол-оборота. Жалобный и раздражающий взвизг стартера слышен из-под капота машины.

Кто поможет в проблемах со стартером?

Конечно, если вы мастер на все руки, то вы сами можете провести диагностику стартера и сделать замену щеток. Что же делать, если вы оказались вдалеке от дома, например, на участке дороге из Жуковского в Москву, остановились в дороге в районе Люберец, а ваш автомобиль не хочет заводиться нормально. Нет под рукой щеток и нужного инструмента. Не хотите в суетливой Москве создавать себе проблемы, заезжайте по дороге в автомастерскую «Start-Motors», что находится по адресу улица Юбилейная, д. 29 и посмотрите, что же там такое со стартером.

Быструю и точную диагностику стартера выполнят профессиональные мастера в автомастерской. Они не будут спешить и снимать стартер с машины. Отсоединив провода от клеммы, его можно напрямую подключить на «плюс» аккумулятора. Двигатель заработал – проблема в реле включения. Молчит двигатель – вся беда в щетках.


Как определить износ щеток?

Опыт мастера – лучший помощник в определении неисправности стартера в автомастерской компании. Определить износ можно лишь повернув двигатель стартера. В одном определенном положении стартер работает нормально, в другом – молчит, пропадает контакт. Объясняется это наличием зазора между изношенной щеткой и коллектором.В изношенном состоянии щетка прижимается к токосъемным кольцам коллектора только под своим весом, стоит ей немного отойти, контакт пропадает.

Иногда стартер работает некорректно при перекосе или зависании щеток нормальной длины, в этом случае их достаточно поправить.
Неисправностью может служить отпаявшийся жгут от одной из щеток. Как следствие: из-за повышенного значения нагрузочного тока вторая щетка может перегореть.

Рис. № 1.Неисправность в виде отпаявшегося от щетки медного жгута

Проведение диагностики стартера и замена щеток

Выполнить разборку стартера и замену щеток под силу даже не самому опытному автомеханику. В автомастерской обычно не ограничиваются обычной заменой щеток, по желанию клиента выполняется диагностика стартера.

Диагностика стартера выполняется максимально быстро и четко.

Автомастерская «Start-Motors» дает гарантию своей работы, мастера выполняют любой ремонт с полной ответственностью и внимательно относятся к поддержанию своей репутации.

Вместе с заменой щеток проверяют якорь стартера, делается это из-за того, что при плохом контакте щеток с ламелями появляется нагар.
1. Проверяется наличие проводимости между коллекторными ламелями якоря.
2. Якорь проверяется на замыкание обмотки на корпус. Омметром проверяют наличие проводимости между ламелями коллектора и сердечником якоря.
3. Появившийся от плохого контакта щеток с поверхностью коллектора нагар зачищается наждачной бумагой, обычно №400, иногда может потребоваться проточить коллектор на токарном станке.


Рис. № 2. Коллектор с нагаром и «заусенцем», который приблизил выход щеток из строя

4. После зачистки коллектора, якорь устанавливается на призмы и проверяется биение коллектора. (Разрешено допустимое радиальное биение коллектора – 0,05 мм. При большом биении коллектора нужно проточить его на токарном станке).
5. После этого мастер проверит диаметр коллектора.
6. В канавках между ламелями коллектора не должно быть загрязнений в виде графита от старых щеток.
7. С помощью омметра или тестера нужно убедиться в целостности цепи между клеммой провода и проводом щетки. Иначе придется менять корпус стартера в сборе с обмоткой статора.
8. Между статорной обмоткой и корпусом проводимости быть не должно. В противном случае меняется корпус стартера в сборе с обмоткой статора.
9. Щеткодержатель устанавливается на якорь в определенное положение.
10. С помощью отвертки отжимается щеточная пружина, щетка соединяется с щеткодержателем. Всего менять нужно 4 щетки.


Рис. №3. Колодка со щеткодержателями

Важно: Провод (+) щетки не должен касаться массы.

Проверка щеток

Щетки проверяются с помощью штангенциркуля – измеряется их высота.

  • Рекомендуемая высота щеток – 10 -14 мм
  • Максимально разрешенная высота 6-9 мм, менее такой высоты щетки использовать не допускается

Поправляются щетки с помощью наждачной бумаги.

Проверка щеточных пружин

Главное при проверке пружин – натяжение. Проверку выполняют с помощью безмена. Натяжение пружин измеряется в момент отрыва их от щетки.

  • Номинальное усилие пружин щеток 1 типа — 14 – 18 Н
  • Минимальное натяжение пружин щеток 2 типа – 9 Н.

После всех проверок и сборки стартер готов к работе. В автомастерской компании «Start-Motors» выполнят любой самый сложный ремонт, ведь на складе автомастерской найдутся щетки для любого иностранного автомобиля. Алгоритм действия специалистов компании «Start-Motors»:

Диагностика стартера
Определение неисправности
Замена неисправных элементов конструкции
Компания «Start-Motors» дает гарантию на поставленный стартер.- 6 месяцев

Наши контакты

г. Люберцы, Проектируемый 4173

Распространенная ситуация, когда невозможно завести автомобиль сразу, как это было раньше. Теперь для запуска придется немного повозиться, а в это время стартер издает душераздирающие звуки. Согласитесь — это неприятный момент, однако многие водители в свое время сталкиваются с этим.

Хотите вы этого или нет, но необходима диагностика стартера для вычисления проблемы. Первым этапом диагностики будет проверка технического состояния аккумулятора и всей электрической цепи. Убедившись в том, что проблема вовсе не в АКБ, нужно двигаться дальше. Нужно все-таки определиться с причиной поломки, а значит нужно снимать стартер и осматривать его.

Причина все-таки в щетках стартера?

Не торопитесь приступать к разборке стартера сразу же после того, как вы извлечете его из автомобиля. Для начала произведите запуск стартера отдельно. Делается это для того, чтобы определить состояние его двигателя. Подключите его напрямую к массе. Если при этом двигатель завелся и работает без проблем, значит, вся проблема кроется в реле. Но если двигатель находится в мертвой тишине — причина неисправности в щетках.

Когда уже с уверенностью можно сказать, что проблема состоит в неисправных щетках, нужно еще определить причину. На самом деле, их может быть две — перекос и износ. Для этого существует проверенный способ. Запуская стартер отдельно от автомобиля, обратите свое внимание на его работу. Иногда можно встретить такое явление, когда в одном положении стартер работает прекрасно, а в другом — нет (отсутствует контакт). Чаще всего это связано с износом щеток стартера. Все дело в том, что щетки сильно прижимаются к коллектору, создавая небольшой зазор между пружиной и щеткодержателем. При износе щеток и изменения их толщины, контакт возможен лишь под влиянием веса пружины. Следовательно, из-за незначительного изменения положения стартера контакт сразу же исчезает, а двигатель стартера перестает работать.

Разумеется, такая проблема может возникнуть и в том случае, если щетки каким-то образом перекосились, изменив свое положение, и застряли в щеткодержателе.

Как заменить щетки на стартере

Соблюдая некоторые правила, даже автомобилист с минимальным опытом сможет проделать всю работу. Для начала необходимо разобрать стартер:

  • отсоедините клеммы;
  • выкрутите винты на крышке вала;
  • сняв крышку, извлеките уплотнительные кольца и прокладку;
  • достаньте щеткодержатель.

Во время разборки аккуратно раскладывайте все детали по порядку, чтобы не возникло никаких проблем при сборке. Затем можно приступать к замене щеток:

  • после тщательного осмотра проведите замену щеток и (при необходимости) щеткодержателя;
  • прочистите все детали от грязи;
  • проведите центровку щеток, установив их на коллекторе;
  • установите пружины;
  • закрепите уже собранный щеткодержатель;
  • поставьте на место прокладки, уплотнительные кольца и крышку коллектора;
  • вставьте и затяните болты;
  • подсоедините кабель питания, закрепив его специальной гайкой.

Теперь стартер собран и готов к работе. Вам остается лишь установить его на автомобиль и подключить.

В любом современном авто стартер играет немаловажную роль — благодаря этому узлу осуществляется запуск двигателя. Если устройство по каким-то причинам выходит из строя, это может привести к невозможности полноценной эксплуатации транспортного средства. Подробнее об устройства, а также о том, какие функции выполняют щетки стартера, вы сможете узнать из этого материала.

Функции и предназначение стартера

Из чего состоит устройство, какие провода идут на стартерный узел? Для начала давайте разберем основные функции и назначение детали. Схема стартера представляет собой небольшой по размерам четырехполосный электромотор, предназначенный для обеспечения первичного вращения коленвала. Это требуется для запуска автомобильного двигателя. Обычно для запуска бензинового силового агрегата потребуется узел, имеющий около 3 кВт энергии.

Пусковой ток стартера вырабатывается конструкцией для обеспечения вращения коленвала. Этот параметр — пусковой ток стартера — очень важен для устройства, поскольку он во многом влияет на эффективность его работы.

Обозначение основных компонентов устройства

Узел питается от автомобильного аккумулятора. Получая напряжение от него, устройство повышает свою мощность, этому способствуют щетки стартера. Следует отметить, что щеточный узел стартера является неотъемлемым элементом любой конструкции. Стартерный узел, как и катушка, является важным элементом системы.

В общей сложности существует две разновидности таких устройств:

  1. С редуктором. По мнению многих специалистов, такой вариант для автомобиля является более актуальным, поскольку такая конструкция стартера в целом требует меньше тока для эффективного функционирования. Следует отметить, что редукторные узлы позволяют обеспечить оптимальное вращение коленвала даже в том случае, если заряд АКБ будет низким. Кроме того, немаловажным преимуществом считается наличие постоянных магнитов, в результате чего проблемы с обмоткой устройства сводятся к минимуму. Необходимо учитывать, что при износе элементов механизма в первую очередь, как правило, из строя выходит вращающая шестеренка.
  2. Устройства без редуктора. Обладают более простой конструкцией и характеризуются прямым воздействие на вращение шестеренки. Такие узлы более просты по своей конструкции, поэтому в случае необходимости их без проблем можно ремонтировать. Кроме того, когда ток подается на выключатель, осуществляется моментальное сцепление шестеренки с маховиком. Благодаря этому обеспечивается довольно быстрое зажигание, а в целом такие узлы имеют более высокий ресурс эксплуатации, так как неисправности, связанные с электрической частью, минимальны. При отрицательных температурах такие механизмы могут работать некорректно.

Особенности устройства узла

Теперь предлагаем узнать, какие детали стартера включает в себя конструкция. Устройство стартера автомобиля полезно знать любому автомобилисту, особенно, если вы самостоятельно осуществляете ремонт своей машины.

Итак, какие элементы включает в себя конструкция:

  1. Корпус. Как правило, изготовляется из цилиндра. Корпус включает в себя сердечник с обмотками возбуждения.
  2. Якорь, выполненный в виде вала с посадочными поверхностями под подшипниковые детали. Обычно этот элементы изготовляется из стального сплава. В центре этого элемента расположен сердечкин с коллекторными пластинами.
  3. Передняя крышка стартера, закрывающая конструкцию.
  4. Вилка стартера.
  5. Втягивающее реле, предназначенное для передачи напряжения на обмотку узла и обеспечения выталкивания обгонной муфты. Реле также оснащено перемычкой и контактами.
  6. Бендикс или обгонная муфта. Эта часть необходима для передачи крутящего момента на маховик и выведение шестеренок из зацепления после запуска мотора.
  7. Щеткодержатель стартера. Щетки стартера выполняют функцию подачи напряжения на пластины якоря. Этот узел позволяет увеличить мощность электромотора в целом, особенно при выполнении основной задачи.
  8. Ротор стартера. Его ось вращается на специальных втулках, то есть подшипниках скольжения. Как известно, втулки на стартер — это не вечные детали, поэтому время от времени втулки надо менять. В результате износа втулок ток, который проходит через обмотки, не может преобразовываться в механическую энергию. Кроме того, износ втулок может спровоцировать появление посторонних, не характерных для нормальной работы механизма, звуков. Перед установкой новые втулки необходимо обработать литолом.
  9. Кнопка стартера. Если ваш автомобиль оборудован кнопкой, то завести двигатель можно без использования ключа.

Принцип и особенности работы стартера

Состоящий из множества элементов этот автомобильный узел всегда должен находиться в нормальном состоянии. Если вы покупаете новое устройство, то учтите, что оно должно идти в полном комплекте, любые трещины на корпусе не допускаются. Сам по себе эта деталь представляет собой электромеханический узел, поэтому принцип ее функционирования основан на применении энергии АКБ для преобразования ее в механическую.

Чтобы силовой агрегат транспортного средства мог нормально завестись, в его конструкции происходят следующие процессы:

  1. Когда в замке зажигания после поворота ключа происходит замыкание контактов, напряжение поступает на втягивающую обмотку реле, проходя при этом через реле устройства.
  2. Далее, начинает передвигаться корь реле — он поступает непосредственно в сам корпус, после чего выдвигает обгонную муфту, а затем вводит в зацепление шестеренку с венцом маховика.
  3. После того, как якорь реле сможет достичь необходимой точки, осуществляется замыкание контактов, а напряжение передается на удерживающую обмотку реле, а также обмотку электродвигателя.
  4. В результате вращения вала механизма осуществляется запуск силового агрегата транспортного средства. Когда скорость, с которой вращается маховик, будет выше скорости вращения вала, обгонная муфта выйдет из зацепления с венцом и сможет вернуться в начальное положение.
  5. После всех этих процессов ключ в замке зажигания должен вернуться в первоначально положение, когда это произойдет, энергия не будет поступать на стартер.

Цена вопроса

Видео «Самостоятельная диагностика стартерного узла в домашних условиях»

Подробная инструкция о том, как своими силами произвести диагностику стартерного устройства, вы сможете узнать из видео ниже (автор ролика — Владислав Чиков).

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *